Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Все, что касается нашего поселка...

Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:48

Алексей Антонович Губрий
Aleksej Antonovich Gubrij
(12.02.1907 года [Одесса]- 08.12.1971 года )
Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Изображение
Окончил среднюю школу. Работал мотористом.
Призван в РККА в 1928 г. Был направлен в Учебный отряд Черноморского флота. Окончил школу младших специалистов, получив специальность судового машиниста. Служил авиамотористом в Севастополе.

В 1932 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1935 г. - Военную школу морских летчиков и летнабов им. Сталина.
В 1935-38 гг. служил летчиком-инструктором в военной школе морских летчиков и летнабов им. Сталина в Ейске. За это время он воспитал десятки морских летчиков, в т.ч. и будущего Героя Советского Союза Савченко.
С февраля 1939 г. - помощник командира 18-й морской ближней разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота.
Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 18-й морской ближней разведывательной авиационной эскадрильи ВВС БФ. Совершил 22 боевых вылета на разведку, штурмовку наземных войск противника и бомбардировку военных объектов во вражеском тылу. За время боев эскадрилья потерь материальной части и личного состава не имела.
1.12.39 г. капитан Губрий совершил свой первый боевой вылет.
В середине декабря 1939 г. при выполнении боевого задания он попал в густой туман, но сумел отыскать свой аэродром и совершить посадку.
2.02.40 г. на МБР-2 вылетел в район приземления бомбардировщика СБ лейтенанта Пинчука из 57-го сбап 8-й бомбардировочной авиабригады ВВС БФ, подбитого во время разведывательного полета и совершившего вынужденную посадку на лед Финского залива. При этом штурман капитан Харламов и стрелок-радист лейтенант Белогуров были ранены, а лейтенант Пинчук обгорел.

Вспоминает полковник Губрий: «Они были так рады в первый момент, что совершенно забыли о том, что кругом были сплошные торосистые льды и сесть нельзя было. Я видел, как они махали руками, что-то кричали... Но именно теперь нужно было проявить максимальную осторожность! Надо было сесть так, чтобы самим не остаться на вражеской территории. Я начал выбирать на льду ровную площадку, такую, на которой можно было бы хорошо сесть и хорошо взлететь. Нашел такую только в километре от местопребывания экипажа Пинчука. Сел. Как хотелось увидеть поскорее и Пинчука, и Харламова, и Белогурова!».

Но оставить самолет Губрий не мог. Стоял сильный мороз, и лыжи могли примерзнуть ко льду. Нужно было все время держать самолет в движении. Поэтому он приказал штурману и борт-стрелку идти на помощь экипажу, а сам остался в самолете.
Забрав экипаж Пинчука, Губрий вывез его на свой аэродром.
Рассказывает журналист Соболевский: «Красная армия начала свой исторический, прорыв последней линии Маннергейма.
Из самого укрепленного района противника - крепости Койвисто - белофинны могли обстреливать наши войска.
Нужно было разбомбить эту крепость…
К тому времени капитану Губрию стало уже совершенно ясно, что лучшее время для полетов - ночь…
Однажды, уже после того, как он сбросил бомбы, его самолет был нащупан прожектором.
Губрий оказался в кольце огня. Он быстро убрал газ и пошел на снижение по направлению к Выборгу. Прожектор его потерял. Мотор затих, и финны уже не могли нащупать самолет.
Пока финны шарили по небу, Губрий дал газ, развернулся — и был таков.
Так находчивость пилота в самые критические минуты спасала самолет от аварий…

Финские войска отступали.
Они уходили с островов по льду на материк.
Эскадрилья получила боевое задание: расстреливать отступающие колонны противника.
- Мы делали это так, - рассказывает Губрий, - снижались на 200 метров, находили колонну и расстреливали ее из пулеметов... Однажды мы получили задание: разбомбить военные объекты в городе Фредриксхамн. Вылетели втроем. По дороге решили осмотреть дорогу. Видим подозрительные синие отблески на высотах. Оказалось - движется вражеская автоколонна. Синие фары не спасли белофиннов. Мы сбросили на колонну осколочные бомбы (наш стрелок-радист Ашурков называет их «оскольчатыми»). Бомбы попали в цель.
- Я сам видел, - продолжает свой рассказ Губрий, - как высоко взлетела одна из машин. Хорошо! Пошли дальше. Везем фугасные бомбы. Нашли район, нашли город Фредриксхамн. Зимней, ночью все можно было отлично рассмотреть. И что же? Бомбы так удачно легли в цель, что в течение 30 секунд весь город был освещен заревом! Синие огни говорили о том, что мы взорвали бензинохранилище. На заре возвратились обратно. Финны бегут. А за ними следом идут наши ударные части: танки, пехота, артиллерия. Это нужно видеть, чтобы понять».

21.04.40 г. капитану Губрию Алексею Антоновичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.
Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Был комэска, а затем командиром 18-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ. На день формирования полк имел 10 исправных одноместных штурмовиков Ил-2.
Вспоминает Дорохов А.П.: «С первых дней обороны Севастополя в рядах его защитников находился 18-й отдельный штурмовой авиаполк. Командиром полка был назначен участник воздушных боев в небе Испании и блокированного Ленинграда полковник А.М. Морозов. Но в осажденный Севастополь он прибыл несколько позже. А потом длительное время выполнял другие обязанности в штабе авиации...
Поэтому полк пришлось возглавить командиру первой эскадрильи Герою Советского Союза А.А. Губрию...
Политическое руководство полком осуществлял политотдел 62-й бригады, где я был тогда старшим инструктором агитационно-пропагандистской работы. Как-то вечером меня вызвал военком бригады... Он поинтересовался обстановкой в 32-м истребительном полку... Потом сказал:
- В 32-м полку есть все руководители, а вот в 18-м нет пока ни командира, ни комиссара, нет и пропагандиста. Есть только начальник штаба. Летный состав собран из разных частей. Полку надо оказать помощь в организации воспитательной работы…
Путь к штурмовикам оказался коротким. С аэродрома Чоргунь, откуда началась их боевая деятельность, они уже перебазировались на аэродром Херсонес, по соседству с истребителями.
Забегая вперед, следует сказать, что… полк впоследствии стал гвардейским и дважды Краснознаменным...
В первую очередь я познакомился с капитаном Губрием... Этому способствовала и обстановка: жили мы в одной землянке...

Звание Героя Советского Союза заслужил на Балтике в боях против белофиннов. Перед началом Великой Отечественной войны вернулся в авиацию Черноморья, участвовал в обороне Одессы, там был ранен в воздушном бою.
В небе осажденного Севастополя капитан Губрий продолжал свой боевой путь. Здесь его вскоре назначили заместителем командира полка.
18-й штурмовой полк сформировался на базе 46-й отдельной эскадрильи, которая поначалу входила в состав Пинской военной флотилии...
По данным разведки, на аэродроме Заводское, что близ Симферополя, скопилось до 45 самолетов, 4 ноября сюда вихрем налетели штурмовики. Их возглавлял Губрий. Сделав несколько атак, «ильюшины» уничтожили 10 вражеских машин».
Полку часто приходилось штурмовать вражеские аэродромы.

Рассказывает Дорохов А.П.: «6 ноября… четверка ИЛ-2 нанесла удар по аэродрому Сарабуз, разбила десять и повредила семь вражеских самолетов. Неплохой подарок к празднику...
Руководил боем капитан Губрий. Военный совет объявил летчикам благодарность. А капитана Губрия наградил ценным подарком…
«Летающие танки» часто выполняли задания вместе с истребителями и пикирующими бомбардировщиками...
Аэродром Сарабуз фашисты превратили в очень опасное осиное гнездо. Генерал Остряков решил нанести по ним совместный удар силами штурмовиков, пикирующих бомбардировщиков и истребителей.

Рано утром, едва забрезжил рассвет, на аэродроме Херсонес дружно загудели моторы и в воздух один за другим поднялись пять ИЛ-2, звено ПЕ-2 и пять И-16, подготовленных в варианте штурмовиков. Набрав высоту и построившись в боевой порядок, они пошли на север. Их прикрывала пятерка истребителей МиГ-3 9-го полка.
Штурмовиков возглавлял капитан Губрий… «Ишаков» (так шутливо называли истребитель И-16) — капитан Константин Денисов...

Летели над морем. На траверзе Саки самолеты пересекли береговую черту и взяли курс на Сарабуз. Первыми шли «Петляковы». Вражеские зенитки открыли огонь... ПЕ-2 легли на боевой курс и сбросили бомбы на летное поле и склады. Утренний воздух сотрясли мощные взрывы. Заполыхали пожары. Вслед за «Петляковыми» ударная группа «илов» штурмовала стоянки самолетов.

Один истребитель МЕ-109 пытался взлететь. Но тут же был сражен меткой очередью Денисова.
С соседнего аэродрома гитлеровцы вызвали на помощь истребители. Завязался воздушный бой. В этой схватке летчики группы прикрытия… сбили два вражеских самолета. Остальные прекратили атаки.
Все участники налета вернулись домой. А на аэродроме Сарабуз остались 16 сгоревших самолетов.
За эту дерзкую и удачную операцию командиры групп были награждены именным оружием».
В ноябре 1941 г. капитан Губрий был награжден орденом Красного Знамени.
Но не только аэродромы штурмовали «летающие танки» Губрия.
Дорохов А.П. рассказывает: «По шоссейной дороге северной части Крыма двигалась на юг большая колонна автомашин противника с живой силой, танкеток и тягачей с артиллерийскими орудиями.

С аэродрома Чоргунь, где в то время базировался полк, поднялись восемь ИЛ-2 и в сопровождении истребителей 9-го полка взяли курс на север. Перед ними стояла задача: нанести удар по колонне...
Налет был внезапным. Зенитки, сопровождавшие колонну, открыли огонь только тогда, когда «илы» сделали уже по три захода. Но это не остановило смельчаков. Штурм продолжался. Черноморцы уничтожили много боевой техники и живой силы противника. Задачу выполнили и возвращались назад…
17 декабря группу штурмовиков неоднократно водил на боевое задание капитан Губрий. Под прикрытием истребителей «летающие танки» штурмовали войска противника на левом фланге обороны, в районе горы Азис-Оба. Факелом горели фашистские танки и танкетки, в щепки разлетались автомашины и штабные автобусы…
Отражая второе наступление фашистов, 18-й полк произвел почти восемьдесят боевых вылетов, сбрасывая на гитлеровцев фугасные бомбы и реактивные снаряды. В отдельные дни напряжение достигало такого накала, что приходилось вылетать по девять раз. Так было 20, 21 и 22 декабря.
Удары наносились в районах Итальянского кладбища, хутора Мекензия, Верхнего и Нижнего Чоргуня, Бельбека, Калымтая, Эфендикоя, Камышловского моста. На боевые задания летчиков обычно водили капитаны Алексей Губий и Иван Кичигин».
Вскоре Губрию было присвоено очередное воинское звание майор.
Член ВКП(б) с 1942 г.
К середине мая 1942 г. в 18-м штурмовом авиаполку 3-й особой Севастопольской авиагруппы осталось только 12 самолетов.

А в июне начался третий штурм Севастополя.
Рассказывает Дорохов А.П.: «В июньские дни продолжал защищать Севастополь 18-й штурмовой полк.
Господство в воздухе вражеской авиации прежде всего отразилось на штурмовиках. На боевые задания их должны были сопровождать истребители. Но наших истребителей с каждым днем становилось все меньше. Поэтому нередко «летающие танки» шли на задание вообще без прикрытия. Громя наступающих фашистов, полк нес тяжелые потери.
7 июня экипажи произвели пять боевых вылетов… Это было ранним утром. «Ильюшиных» сопровождали четыре истребителя «чайки». В районе Итальянского кладбища штурмовики нанесли удар по наступающей пехоте, подавили огонь четырех минометных батарей и без потерь вернулись назад.
Во втором вылете участвовало четыре экипажа. Они штурмовали пехоту в районе совхоза «Благодать». Истребители их не сопровождали. И когда «ильюшины», израсходовав боезапас, легли на обратный курс, их атаковали «мессершмитты». Ведущий четверки командир эскадрильи капитан Емедьян Фириченко был ранен, его самолет изрешетили пробоины. С большим трудом капитан довел машину до Сухарной балки и потерпел аварию.
Лейтенанта Василия Володина ранило в ноги. Выпустить шасси летчик уже не мог и посадил самолет на фюзеляж…
Во второй половине дня на очередной вылет поднялись пять экипажей. Их должны были сопровождать восемь истребителей. Но над аэродромом Куликово Поле черноморцев атаковала большая группа «мессершмиттов». Истребители сопровождения вступили в схватку с гитлеровцами. И штурмовикам пришлось идти к цели одним.
В окрестностях Качи «Илы» разбили и повредили четыре танка. Но еще над целью зенитки открыли огонь, а потом появились «мессершмитты». Они напали на штурмовиков.
В жестоком и неравном бою погибли двое: заместитель командира первой эскадрильи капитан Б.Е. Голубев и командир третьей эскадрильи майор И.И. Терещенко.

В результате пяти боевых вылетов, произведенных за день, полк разбил пять вражеских танков, четыре миномета, батарею, три автомашины. Но заплатил за это дорогой ценой.
Десятого июня гитлеровцы предприняли попытку прорваться на Северную сторону. Пехоту поддерживали танки и авиация. Особенно рьяно противник наседал на части 345-й стрелковой дивизии в районе Мекензиевых гор. На помощь дивизии поспешили штурмовики. В течение дня они пять раз вылетали на задания, сопровождаемые истребителями. Разбили восемь танков, четырнадцать минометов, шесть зенитных автоматов, четыре пулемета.
Военный совет Приморской армии дал высокую оценку действиям летчиков.
14 июня наиболее ожесточенные бои шли на участке первого сектора. Авиаполк получил задание нанести удар по пехоте и танкам противника в районе населенного пункта Камары. Пять экипажей повел на задание майор Иван Кичигин. Штурмовиков сопровождали шесть истребителей. Под ураганным огнем вражеских зениток «ильюшины» сделали заход, разбили танк и уничтожили около роты пехоты.
В это время появилась большая стая «мессершмиттов». В завязавшемся бою истребители сопровождения сбили один самолет. Однако выполнить свою главную задачу они не имели возможности. И два летчика — лейтенант А.А. Гилашвили и майор И.Ф. Кичигин - погибли...

На 25 июня в Севастополе осталось только 32 самолета. Все они и обеспечивающие части были отведены на аэродром Херсонес. Отсюда, с последнего клочка крымской земли продолжали выполнять свой долг до последней возможности истребители и штурмовики.
Обстановка с каждым часом ухудшалась. Дальнейшее пребывание авиации на мысе Херсонес потеряло смысл. Поэтому летчикам, имевшим самолеты, командование приказало вылететь на Кавказ.
На рассвете улетели штурмовики… Вслед за штурмовиками улетели летчики 9-го полка. Их было трое... Они улетели последними».
В дальнейшем 18-й штурмовой авиаполк действовал в интересах Северо-Кавказского фронта с аэродрома Сальск.
1.03.43 г. 18-й шап ВВС Черноморского флота Приказом наркома ВМФ № 79 был преобразован в 8-й гвардейский штурмовой авиаполк.
До 31.05.43 г. майор Губрий командовал 8-м гшап.
Вскоре ему было присвоено очередной воинское звание подполковник.

С 14.07.43 г. по 1.11.43 г. он командовал 11-й штурмовой авиационной Новороссийской дважды Краснознаменной дивизией ВВС ЧФ.
«Активное участие в освобождении Новороссийска принимала 11-я штурмовая авиадивизия.
Ставя боевую задачу на обеспечение с воздуха морского десанта и сухопутных войск на берегу, командир дивизии подполковник А.А. Губрий объяснял летчикам:
- Дерзкий бросок десанта прямо в бухту ошеломит гитлеровцев. Пока они придут в себя от неожиданности, мы ударим сверху. Помните, что успешное развитие этой серьезной операции во многом зависит от нас.
Летчики и техники, механики и авиаспециалисты, узнав о долгожданном наступлении, с подъемом готовили все необходимое к вылету. Воодушевление было настолько сильно, что митинги стихийно возникали у капониров и командных пунктов, на стоянках и в землянках. Самолеты подготавливались к боевым вылетам быстрее, чем обычно.
За четыре дня боев за Новороссийск летчики только одного 8-го гвардейского штурмового авиаполка… бомбоштурмовыми ударами уничтожили 12 полевых орудий, 12 танков, 6 минометов, 6 скорострельных зенитных установок, 60 автомашин, вызвали 12 взрывов, 6 пожаров и истребили до 1000 вражеских солдат и офицеров...
В день освобождения Новороссийска отличившейся в боях 11-й штурмовой авиадивизии приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почетное наименование Новороссийской».

После войны полковник Губрий служил в морской авиации, затем преподавал в военно-учебных заведениях.
С 1954 г. - в запасе. Жил в поселке Ватутинки Московской области.

www.peoples.ru/military/hero/aleksej_gubrij/
Дата публикации на сайте: 06.04.2007
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:49

....В советских сводках за 11 апреля отмечены удачные действия в качестве ведущего групп истребителей во время штурмовок комэска 812-го ИАП будущего Героя Советского Союза Александра Тищенко. «В 14.30-15.30 6 Як-9 812 ИАП и 4 Як-9 291 ИАП совместно с 4 Як-9 278 НАД, командир группы — командир АЭ из 812 ИАП капитан Тищенко, штурмовали аэродром противника Сарабуз. Произвели одну атаку по самолетам, находившимся на стоянках. В результате летчиками 291 ИАП сожжено 2 Ю-52 и летчиками 812 ИАП сожжено 3 Ю-52. Всего за штурмовой налет сожжено 5 Ю-52». «В 17.37-18.50 4 Як-9 812 ИАП, 4 Як-9 291 ИАП и 4 Як-9 278 НАД, командир группы — командир АЭ из 812 ИАП капитан Тищенко, штурмовали аэродром противника Сарабуз. Группа произвела две атаки по самолетам на стоянках. В результате чего летчиками 291 ИАП сожжено 3 Хе-111. Летчики 812 ИАП, находясь в группе прикрытия, обеспечили штурмовые действия ударных групп и сфотографировали результаты штурмового вылета. Своих потерь группа не имела»...

... Лишь один день — 13 апреля — довелось базироваться полку Попова на только что освобожденном аэродроме Сарабуз (ныне Гвардейское). На следующий день вся 265-я ИАД перебазировались в район Севастополя. Штаб дивизии и 812-й ИАП разместились на аэродроме Аджи-Булат (ныне Угловое), 402-й ИАП занял летное поле знаменитой Качи, а 291 -й ИАП перелетел в Альма-Тамак (ныне Песчаное)....

Изображение

Немецкие самолеты, разбитые на херсонесском аэродроме советской авиацией. На верхнем снимке: FW 190 из группы II. SG 2, на нижнем — Bf 110 и Bf 109 (на самолете с белой двойкой летал Э. Хартманн)

Изображение

Летчики 812-го ИАП. Сидят слева направо: Л.И. Сивко (пилот 3-й АЭ), A.M. Машенкин (комэск-1), Е.Е. Анкудинов (штурман полка), И.Ф. Попов (комполка), И.В. Федоров (комэск-2), СВ. Лепилин (начштаба полка)

http://www.airpages.ru/ru/yakbp1.shtml
9may.ru/20.04.1944/inform/m4462
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:50

Сарабуз - это небольшая железнодорожная станция - развилка в 18 км от Симферополя. Одна ветка дороги ведёт прямо на север, на Джанкой и далее - на Перекоп, а вторая - на Саки и Евпаторию, крупнейший лечебный центр Крыма. Почти на самой развилке, на большом холме размещались два посёлка - Спат и Шунук. В одном жили немцы-менониты, переселившиеся сюда ещё при Екатерине, а в другом обитали в основном русские. На окраине, на скалистых склонах прилепились татарские домики. Совсем, рядом - большой аэродром, на котором ни днём, ни ночью не смолкал рёв моторов новейших тогда истребителей И-15, И-16 и скоростных двухмоторных бомбардировщиков СБ. Они с оглушительным рёвом проносились над домами, как будто старались прибить кипевшие в них националистические страсти. А они были нешуточными.......
www.evkol.nm.ru/i_postolovskiy.htm
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:50

...6 ноября четверка ИЛ-2 нанесла удар по аэродрому Сарабуз, разбила десять и повредила семь вражеских самолетов. В налете участвовали старший лейтенант Виктор Куликов, младший лейтенант Николай Николаев и сержант Николай Евграфов. Руководил боем капитан Губрий...

... Аэродром Сарабуз противник особенно хорошо укрепил. Генерал Остряков решил нанести по нему совместный удар силами штурмовиков, пикирующих бомбардировщиков и истребителей...

... Летели над морем. На траверзе Саки самолеты пересекли береговую черту и взяли курс на Сарабуз. Первыми шли «Петляковы»...

... Все участники налета вернулись домой. А на аэродроме Сарабуз остались 16 сгоревших самолетов. За эту удачную операцию командиры групп были награждены именным оружием...

Советская авиация в боях за Крым, 1941-1942 годы
weltkrieg.ru/component/content/article/34-battles/635-krim41-42.html
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:51

Изображение
...Кроме того, на аэродроме Сарабуз базировалось два полка истребительной авиации в составе 55 самолетов «ЯК-9» ПВО страны, которые одновременно могли быть использованы и для защиты аэродрома Саки....
...В качестве запасных аэродромов, на случай закрытия туманами аэродрома Саки, планировалось использовать аэродромы: Сарабуз (Крым), Геленджик (район Туапсе) и Одесса....
...Для усиления противовоздушной обороны аэродромов Саки и Сарабуз Командованием ВВС Военно-морского флота были вызваны из других авиачастей 90 истребителей и полк защитной артиллерии в составе 24 пушек 85 мм и 30 пушек мелкокалиберной зенитной артиллерии...
sevastopol.su/author_page.php?id=12742&parent=1034
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:52

...Корзунов Иван Егорович...
...21 Января 1942 года два звена нанесли бомбоудар по самолётам противника, сосредоточенным на аэродроме Сарабуз. Внезапности не получилось, так как маршрут проходил над территорией, занятой противником. На боевом курсе звено, которое вёл Корзунов, было атаковано тремя "Мессерами". Однако экипажи дружно отразили атаки, сбили один Ме-109 и прицельно сбросили свой смертоносный груз на аэродром противника...
Изображение Изображение
...Великую Отечественную войну старший лейтенант И. Корзунов встретил, будучи командиром звена 5-й эскадрильи 40-го бомбардировочного авиаполка 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Черноморского флота в п. Сарабуз (ныне Гвардейское). Первый боевой вылет И.Корзунова состоялся 22 июня 1941 года. Группа в составе 7 самолетов (4 СБ и 3 ДБ-3) ночью бомбила нефтехранилища г. Констанца (Румыния). Экипаж СБ И.Корзунова был единственным кто вернулся из этого вылета на аэродром...

www.korzunovo.ru/index.php?pageOpen=history/Korzunov/text
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:52

...Истребители и штурмовики Севастопольского оборонительного района, а затем дальние бомбардировщики из 2-го мтап ВВС ЧФ, базировавшегося на Кавказе, сожгли и повредили на аэродроме Спат в районе Сарабуза не менее 10 Ju 87, принадлежавших III/StG77. К этому времени немецкое наступление в Крыму выдохлось, интенсивность вылетов значительно снизилась, и I группу 77-й эскадры перебросили в район Харькова, а затем Ростова…

... Вдобавок два звена утюжили позиции русских в непосредственной близости от наступающей пехоты». В этот день на аэродром Сарабуз (неподалеку от Севастополя) были доставлены сверхмощные 1400-кг бомбы...

...При столь интенсивной боевой работе, естественно, нельзя было избежать неприятных инцидентов: несколько раз на аэродроме Сарабуз происходили аварии при взлетах и посадках. Так, 21 июня при приземлении столкнулись два недавно полученных с завода Ju 87D №2434 и 2460. Удар был очень силен, и многие очевидцы изумились, узнав, что оба летчика обер-фельдфебели Г. Шмидт и К. Шутт не только остались живы, но и не получили серьезных травм в совершенно разбитых самолетах. Потери за месяц по всем причинам, прежде всего не связанным с воздействием советской ПВО, составили 13 «юнкерсов» и один «мессершмитт» (Bf 110 из штабного отряда)...

u-96.livejournal.com/1339303.html
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:53

...Воздушная операция, в ходе которой подверглись ударам немецкие аэродромы на Тамани, в Крыму и на юге Украины, была успешной. Противник потерял 260 самолетов, из них 170 уничтожила авиация дальнего действия — преимущественно на аэродромах Саки и Сарабуз, где базировалась 55-я немецкая бомбардировочная эскадра...

...Захваченные в плен летчики показали, что ночные налеты русских дальних бомбардировщиков вынудили немецкое командование перебросить с аэродромов Саки и Сарабуз 55-ю бомбардировочную эскадру за пределы Крыма...

victory.mil.ru/lib/books/memo/skripko/19.html
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:54

...На станции Сарабуз члены группы Н.П.Шевченко с ноября 1943 года по апрель 1944 года засыпали песком и стеклянным порошком буксы у 207 вагонов. В результате в пути следования с вражескими эшелонами происходили аварии, задерживалось движение...

...Симферопольский горком на своём заседании 26 декабря 1943 года по заданию т. «Мартына» специально дал указание «Савве» организовать наблюдение и давать ежедневные сведения о движении поездов через железнодорожную станцию Сарабуз, а также составить план Сарабузского аэродрома со всеми объектами, необходимый нашей авиации...

gvardeyskoe.org.ua/history/history_gvard/602-gvardejskoe-v-gody-vov-chast3.html
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:55

Сарабуз (Гвардейское) 114 озад - Имел три батареи (364, 365, 366). 365 батарея создана в Севастополе после 22.06.41. На вооружении 365 батареи состояли 76,2 мм зенитные пушки системы "Лендера" образца 1915-1928 (так в воспоминаниях).

wap.imf.forum24.ru/?1-10-0-00000027-000-0-0
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:56

Летчики третьей эскадрильи 8-го полка, которой командовал капитан Денисов, летали на истребителях И-16 и часто действовали совместно со штурмовиками и бомбардировщиками. 23 ноября 1941 года командующий ВВС Черноморского флота генерал Н. А. Остряков приказал нанести удар по аэродрому Сарабуз, где по данным разведки стали базироваться около 40 немецких самолетов. На рассвете 24 ноября в воздух взмыли пять штурмовиков Ил-2, четыре пикирующих бомбардировщика Пе-2, пять истребителей И-10 третьей эскадрильи и пять истребителей МиГ-3. На подходе к Сарабузу по советским самолетам открыли огонь вражеские зенитки. Ил-2 лейтенанта Арефина нанес удар по орудиям противника, а «петляковы» сбросили фугасные бомбы на летное поле и склады, затем ударная группа из Ил-2 и И-16 прошлась по стоянке самолетов реактивными снарядами. Один из пытавшихся взлететь немецких самолетов был сражен метким огнем капитана Денисова. В небе появилось несколько «мессершмиттов», и завязался воздушный бой, в котором было сбито два фашистских самолета. Выполнив боевое задание, участники налета вернулись домой без потерь, а на аэродроме Сарабуз осталось 16 сгоревших самолетов врага и одна разбитая зенитка. За эту операцию капитан Денисов был награжден именным оружием[1], и орденом Красного Знамени.

Денисов Константин Дмитриевич
ru.wikipedia.org/wiki/Денисов,_Константин_Дмитриевич
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:57

...В связи с провалом диверсионных групп «Хрена» и Васи Бабия мы решили сделать центром диверсионной работы Сарабуз, где до сих пор было спокойно. Во время нашего совещания пришла Ольга...

...Я уже послала в Сарабуз своего подпольщика, Семена Антоновича Нечепурука. Отец Сергея тоже побежал туда. Не знаю только, сумеют ли они добраться раньше гестаповцев. Я просила Семена Антоновича, если он Сергея не найдет, пусть зайдет к учителю Массунову, по кличке «Заря», и предупредит. «Заря» должен знать, где Сергей...

...Послать в Сарабуз решили комсомольца Виктора Телешева, сарабузского подпольщика, которого мы давно уже переправили в лес. Гриша Гузий подобрал ему напарника. На другой день Виктор пошел в Сарабуз с минами и литературой...

...Отдохнув немного, Телешев снова отправился в Сарабуз. С подпольщиками он встречался в каменоломнях, где они скрывались сами и укрывали более двухсот жителей окрестных деревень. В каменоломнях имелся запас воды и продовольствия...

...«Сарабузский комендант машину за ней пошлет, на самолете в Германию доставит! Подумаешь, какая важная особа! — кричал он на весь двор. Потом себя начал ругать: — Подумать только, простая русская баба — и обманула меня, немецкого офицера!» [339]
— А что с Сергеем?
— Отец успел его предупредить. Старика какая-то машина подхватила до Сарабуза. Ему удалось опередить гестаповцев и благополучно вернуться домой...

militera.lib.ru/memo/russian/kozlov_ia/21.html
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:57

Трек по 9-й миссии - штурмовка аэродрома Сарабуз 6 ноября 1941 года.
Трек 12-й миссии - атака аэродрома Сарабуз 24 ноября 1941 г.

www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?p=1505754
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 18:59

08.05.1942 г. Удар по аэродрому Сарабуз
К исходу 07.05.1942 г. советская авиаразведка обнаружила на аэродроме Сарабуз до ста самолетов противника. 103 шап (15 уаг) было приказано нанести по нему бомбардировочно-штурмовой удар. Задача предстояла сложная: со своего аэродрома Багерово надо лететь на предельный радиус действий "илов", что не допускало никакого отклонения от курса; большая часть пути проходила над территорией, занятой противником; половина маршрута — над морем, а это сильно затрудняло пилотирование и ведение ориентировки. Чтобы застать на аэродроме все самолеты, придется взлетать в темноте.
Командир полка П.И.Мироненко решил возглавить этот вылет. Перед рассветом 8 мая взлетели 10 тяжелогруженных Ил-2. Заместителем командира шел А.П.Буханов, вторую пятерку вел С.Попов. Весь маршрут командир шел на предельно малой высоте. Подлетая к цели, Мироненко "горкой" набрал высоту. Летчики увидели на старте около 80 бомбардировщиков, стоявших крыло в крыло с работающими моторами, готовых к взлету. Но ни одному не удалось подняться.
С задания не вернулся лейтенант Г.Д.Угольников, он был сбит прямо над аэродромом. Но за его смерть товарищи отплатили сполна: на следующий день партизанская разведка сообщила, что уничтожено 38 бомбардировщиков и 41 немецкий летчик.

Источники информации:
1. Белоконь К.Ф. В пылающем небе. — X.: Прапор, 1983.
2. Мемориал.
3. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1624, л. 11.
http://www.allaces.ru/p/episode.php?id=154
http://aviaforum.ru/archive/index.php/t-20821.html
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 27 мар 2011, 19:01

Улица Казмирчука названа в честь Игоря Казмирчука, погибшего в Афганистане 12.02.1983г.


Последней строевой частью в ВВС России, использовавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я омшаэ Черноморского Флота, дислоцированная на аэродроме Гвардейское в Крыму.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Су-17
Последний раз редактировалось Alex 27 мар 2011, 19:04, всего редактировалось 2 раз(а).
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

След.

Вернуться в Гвардейское


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron