Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Все, что касается нашего поселка...

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 24 мар 2014, 18:28

gvardeyskoe.jpg

gvardeyskoe.jpg
Су-24 базируются в авиационном гарнизоне Гвардейское

gvardeyskoe.jpg
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 26 мар 2014, 10:06

В Крым вернется российская морская ракетоносная авиация

gvardeyskoe.jpg

Авиабаза в Гвардейском (Крым) в 2016 году получит морской ракетоносный авианосный полк (МРАП), вооруженный дальними бомбардировщиками Ту-22М3, сообщили "Интерфаксу-АВН" в среду в российском военном ведомстве.

"Мы рассчитываем, что через два года на авиабазе в Гвардейском снова будет базироваться ракетоносный полк на Ту-22М3", - сказал собеседник агентства.

Он пояснил, что Минобороны не ставит перед собой задачу восстановления всех аэродромов, на которых в советское время размещались ракетоносцы ВВС Черноморского флота, в частности, в Веселом и Октябрьском.

"Здесь появится необходимое и достаточное количество морских ракетоносцев. Потребность в них на южном направлении была всегда, но именно сейчас появились подходящие условия для их возвращения в Крым, который раньше называли "непотопляемым авианосцем", - отметил собеседник агентства.

По словам, перед приемом новых машин авиабазы в Гвардейском и в Каче существенно модернизируют свою инфраструктуру. Сюда будут поступать обновленные и отремонтированные самолеты и вертолеты, включая истребители Су-27, противолодочные Ту-142 и Ил-38, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29.

В 70-х годах прошлого века Черноморский флот имел в своем составе 2-ю гвардейскую дивизию, в которую входили три ракетоносных полка с базированием на аэродромах Веселое, Гвардейское и Октябрьское. К концу 1994 года от нее остался лишь 943-й МРАП в Веселом. Через два года этот полк тоже был расформирован. После раздела ЧФ российской стороне отошли 19 Ту-22М3, а украинской - 20. Российские самолеты отправились в 924-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиаполк Северного флота в Оленегорске и в 568-й отдельный смешанный авиаполк Тихоокеанского флота в Каменном Ручье.

В составе Черноморского флота РФ на 7057-й авиабазе в Каче находится 25-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк с Ка-27, Ми-14, Ми-8, Ан-2, Ан-12, Ан-26, а также 917-й отдельный смешанный авиаполк с противолодочными самолетами-амфибиями Бе-12. На 7059-й авиабазе в Гвардейском находится 43-й отдельный морской авиаполк с самолетами Су-24, Су-24МР.

Ту-22М3
Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22Н (или МА), предназначенных для поражения крупных морских и наземных целей на дальностях 140-500 км.

https://www.youtube.com/watch?feature=p ... SR8AgtZHMg
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение игорь К 26 мар 2014, 14:53

Отличная новость !
Очень Рад что Крым с Россией и все будет хорошо теперь у нас :)
В Гвардейском был в последний раз еще в СССР в далеком 83 г. ,место классное до сих пор вспоминаю наш приезд к вам,куча абрикосов на деревьях-солнце-море и т.д. ,палатки с импортными товарами ,хоть был еще маленьким но многое помню.Родственники у меня есть в Гвардейском,жаль давно не виделись после распада СССР- но может теперь будет легче общаться и видеться ))
Аватара пользователя
игорь К

 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 26 мар 2014, 14:44
Откуда: Москва
Откуда:: Москва Россия

Крымский «Бык-фраер» порвет американскую ПРО

Сообщение Alex 31 авг 2014, 15:09

Ядерные ракетоносцы России будут базироваться под Симферополем

Авиабаза «Гвардейское» — крупнейший военный аэродром Черноморского флота в 13 км к северу от Симферополя. До сих пор здесь стояли самолёты Су-24, Су-24МР и Ту-134А-4. Однако вскоре летный парк «непотопляемого авианосца Крым» пополнится невероятными по мощи аппаратами.

Ty22m.jpg
Ту-22М

Как стало известно, в Гвардейском планируется разместить полк ядерных ракетоносцев Ту-22М3. Пожалуй, вот главная фишка совещания Совбеза РФ, которое неделю назад провел в Главном штабе Черноморского флота президент В.Путин. А еще эта новость из Севастополя грозит стать самой большой неприятностью для США. Решение Минобороны РФ о новых самолетах Крыма способно повлиять на изменение военного баланса не только в регионе, но и в Европе в целом.

Ty22m.jpg

Как известно, Владимир Путин утвердил программу создания группировки вооруженных сил России в Крыму. Военные специалисты убеждены – такая группировка ставит жирный крест на планах Пентагона по развертыванию в Европе нынешней системы ПРО.

Ty22m.jpg

Точных параметры документа пока неизвестны. В открытом доступе лишь общие фразы о том, что «программа органично вписывается во все планы развития вооруженных сил» и «не будет затратной, Крым не будет насыщаться излишним личным составом и избыточными вооружениями».

Высокопоставленные чины МО РФ также не раз заявляли: всю авиацию на полуострове к 2016 году обновят и модернизируют. Модернизация действительно нужна – например, еще в годы Второй Мировой войны в том же Гвардейском германские войска положили бетонную взлетно-посадочную полосу. Невероятно, но германский бетон до сих пор используется для стоянки самолётов. Также доныне эксплуатируют дома, построенные немцами для размещения личного состава Люфтваффе.

Но плану обновят истребители Су-27, противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38, морские вертолеты Ка-27 и Ка-29. Однако, как сообщает портал politikus.ru, главный военный сюрприз, обещанный Путиным «партнерам» по НАТО — в Крым перебазируются грозные Ту-22М3.

На западе по классификации НАТО их называют Backfire. Жены летчиков из сибирских гарнизонов Дальней авиации в Сибири предпочитают эротически-почтительное название «Бык-фраер».

Дальний бомбардировщик Ту-22М3 имеет крыло изменяемой стреловидности. На низкой скорости крыло почти прямое, на сверхзвуке стреловидность достигает 65 градусов. То есть, самолет можно использовать в самом широком спектре высот и скоростей.

Радиус вылета — больше 2000 км. Основное вооружение — крылатые ракеты Х-22, с дальностью до 500 км и скоростью полёта 4000 км/ч. Плюс ракеты Х-15 с дальностью пуска до 250 км и скоростью до 6000 км/ч.

А главное, ракетные комплексы Ту-22М3 могут оснащаться ядерными боеголовками.

- В СССР эти самолеты открыто называли ядерными ракетоносцами. Позже, во времена горбачевской перестройки и «дружбы с США» их стыдливо перевели в разряд дальних тяжелых бомбардировщиков, — говорит аналитик Ольга Божьева.

Похоже, теперь Ту-22М3 вновь будут решать свою настоящую боевую задачу. Именно для них разрабатывается высокоточная ракета Х-32, которая поражает цели уже на дальности до 1000 км.

Учитывая радиус полета самого ракетоносца и возможности его ракет, нетрудно понять, что Backfire из Гвардейского способен достать практически любую цель на всей территории Евросоюза. Не говоря уже о Восточной и Южной Европе, куда усиленно тянут свои «средства передового базирования» США и НАТО.

Итак, сам факт базирования Ту-22М3 в Крыму становится весьма неприятным сюрпризом для американской ПРО в Европе. Но и это еще далеко не все! В помощь «Быку-фраеру» на таврические площадки идет ракетный комплекс «Искандер-М».

Напомним, дальность действия «Искандера» — до 2000 км. Ракета этого комплекса обладает высочайшей точностью. способна маневрировать по непредсказуемой траектории, потому остается практически неуязвимой для систем ПВО и ПРО. Такой вот асимметричный ответ России на нынешние действия Альянса.

Причем, «искандеров» и «тушек» не обязательно должна быть много, О чем, собственно, и было официально заявлено на Совете безопасности в Севастополе.

Эксперты уже подсчитали: в случае угрозы нашей безопасности «сладкая парочка» — «Искандер-М» и Ту-22М3 – способна гарантированно уничтожить противоракетные комплексы в Румынии и Польше, а так же любые корабельные группировки США с системой ПРО в зоне Черного и Средиземного морей. России достаточно иметь на этом направлении порядка 22-25 оперативных ракет «Искандер-М», и столько же крылатых ракет на тяжелых бомбардировщиках Ту-22М3. Тем самым угроза со стороны европейской ПРО действительно будет сведена к нулю.

Iskander.jpg


О «крымских планах» оборонного ведомства России более рассказал начальник военно-морского управления штаба Южного военного округа контр-адмирал Анатолий Долгов. По его словам, Федеральная целевая программа по развитию системы базирования Черноморского флота рассчитана до 2020 года: «С учетом бюджетной составляющей стоимость этой программы оценивается в 90 млрд. рублей. Из этой суммы освоено порядка 40 млрд. рублей».

Контр-адмирал утверждает, что в Крыму будут восстановлены ранее сокращенные боевые части. Прежде всего, это 30-я дивизия надводных кораблей. Появится новая бригада береговой обороны и артиллерийский полк. Укрепят командование войск ПВО и подразделения разведки, расположенные на полуострове.
Iskander.jpg


До воссоединения Крыма с Россией отечественные стратеги настаивали на преобладающем развитии Новороссийской военно-морской базы. Анатолий Долгов отметил, что сейчас произошел принципиальный пересмотр этой программы. «Не отказываясь от модернизации Новороссийской базы, очень большое внимание уделяем Главной базе ЧФ».
Ty22m.jpg


К концу 2015 года второй вертолетоносец класса «Мистраль» должен быть построен на французской верфи в Сен-Назер. Не смотря на объявленные санкции, Париж вовсе не отказывается от супер-выгодного контракта. Авианосный корабль войдет в состав Черноморского флота под именем «Севастополь». Город-герой уже готовит для него специальный причал.
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Гость 25 окт 2014, 11:16

Аэродром Гвардейское морской авиации Черноморского флота РФ


Информационное агентство «Оружие России», продолжая серию материалов про морскую авиацию Черноморского флота РФ, дислоцированную в Крыму, предлагает Вашему вниманию фоторепортаж с аэродрома Гвардейское, где базируются бомбардировщики Су-24 и самолеты-разведчики Су-24МР


История аэродрома Гвардейское берет свое начало с учебной эскадрильи ВВС РККА на самолетах У-2, которая базировалась здесь в 1930-ых годах. В годы Великой Отечественной войны на аэродроме Гвардейское несли боевое дежурство истребители И-16 и штурмовики Ил-2. После войны на аэродроме базировался минно-торпедный полк на самолётах Ту-2 (впоследствии Ил-28, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М2).


С 1990 года в Гвардейском дислоцировался 43 Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова истребительный (а с 1992 года – отдельный морской штурмовой) авиационный полк на самолетах Су-17М3. В настоящее время, после присоединения Крыма к России прорабатывается вопрос о размещении в Гвардейском дальних бомбардировщиков Ту-22М3.

Гость

 

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Гость 07 янв 2015, 14:20

Крылья Черноморского флота России
gvardeyskoe.jpg
Экипаж Су-24 со специалистами инженерно- авиационной службы полка после очередного полета

Репортаж с крымского аэродрома «Гвардейское» (АРХИВ)

43-й Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова отдельный морской штурмовой авиационный полк, которым командует полковник Михаил Багаев, в настоящее время является единственной ударной авиационной частью, расположенной на территории Крыма (Украина), но входящей в состав ВВС Черноморского Флота (ЧФ) России. Полк базируется на аэродроме «Гвардейское», близ Симферополя. Кроме него российская авиация ЧФ располагает базой в знаменитой Каче – месте зарождения морской авиации России. Здесь в настоящее время находится смешанный авиаполк, в состав которого входят вертолетная эскадрилья (оснащена вертолетами Ка-27, Ка-27ПС и Ми-8), транспортная (Ан-26) и противолодочная (самолеты-амфибии Бе-12).


43 ОМШАП имеет на вооружении бомбардировщики Су-24 (первой модификации, уже довольно редкой в российских Вооруженных Силах) и несколько разведчиков Су-24МР. Количество боеготовых самолетов в полку значительно выше, чем в большинстве других российских авиачастей. Такая готовность техники – результат высокого уровня профессионализма личного состава 43 ОМШАП и появившейся в настоящее время возможности более ритмично осуществлять плановый ремонт самолетов на авиационных ремонтных заводах. На аэродроме «Гвардейское» недавно побывал наш корреспондент, который предлагает свой репортаж о сегодняшней жизни российских морских штурмовиков в Крыму.

Через полтора года полк в Гвардейском отметит свое 70-летие. Он был сформирован на Украине в мае 1938 г. как 43-й истребительный авиаполк. К лету 1941 г. входил в состав 36-й истребительной авиадивизии, осуществлявшей ПВО Киева и дислоцировался в Василькове. С началом Великой Отечественной войны входил в 8-ю воздушную армию Юго-Западного фронта, воевал на Украине, в Донбассе. С осени 1942 г. в составе 16-й Воздушной армии участвовал в Сталинградской битве, затем в освобождении Донбасса и Севастополя, позднее – Белоруссии и Польши, завершив свой боевой путь участием в Берлинской наступательной операции. Боевые заслуги полка в годы войны, на вооружении которого тогда находились истребители ЛаГГ-3, а затем Як-9, были отмечены присвоением ему почетного наименования «Севастопольский» и орденами Красного Знамени и Суворова.

120.jpg
На вооружении 43 ОМШАП стоят бомбардировщики Су-24, серийный выпуск которых был прекращен еще в 1983 г. Однако это не мешает полку поддерживать в боеготовом состоянии значительное количество самолетов
gvardeyskoe.jpg
gvardeyskoe.jpg (11.42 Кб) Просмотров: 8606
120.jpg
На вооружении 43 ОМШАП стоят бомбардировщики Су-24, серийный выпуск которых был прекращен еще в 1983 г. Однако это не мешает полку поддерживать в боеготовом состоянии значительное количество самолетов
gvardeyskoe.jpg
Характерные внешние отличия несущих службу в Гвардейском Су-24 от последующих Су-24М – основного типа фронтового бомбардировщика ВВС России, заключаются в более короткой носовой части фюзеляжа с теплопеленгатором ТП-23 перед фонарем кабины и прозванной «гусем» штангой ПВД, на которой одновременно размещены антенны радиопеленгатора
gvardeyskoe.jpg


В послевоенные годы полк оставался истребительным, а затем был переведен в истребительно-бомбардировочную авиацию. В 70-80-е гг. он базировался в Монголии и был вооружен самолетами Су-17. В 1989 г. 43 АПИБ передислоцировался в Крым, на аэродром «Гвардейское», где вошел в подчинение авиации ВМФ и базируется по сей день. До конца 90-х гг. на вооружении полка, сохранившего свой номер, но ставшего морским штурмовым, оставались истребители-бомбардировщики Су-17М4. После распада СССР, находясь уже на территории Украины, в Крыму, он оставался под юрисдикцией России. В это же время, в русле сокращения Вооруженных Сил, его статус был понижен до эскадрильи (43 ОМШАЭ), но недавно справедливость восторжествовала и часть снова стала полком.

Получать новую для себя технику – бомбардировщики Су-24 – в Гвардейском начали в 2000 г., когда с большими трудностями, связанными с базированием части на территории Украины, приступили к переброске этих самолетов с аэродрома «Анапа». В течение года эта работа была закончена, и личный состав части приступил к плановому освоению прибывшей техники. С каждым годом темпы боевой подготовки стали расти, произошли положительные сдвиги, хотя еще и недостаточные, в обеспечении учебного процесса авиатопливом и ГСМ, появилась возможность больше летать и как результат – возросла боеготовность полка.
Пришедший в части на смену Су-17М4 бомбардировщик Су-24, имея более мощное вооружение, способен не только осуществлять эффективную поддержку действий Черноморского флота, но и по своему радиусу действия может достигать рубежей Средиземного моря.

Сегодня полк полностью укомплектован летным составом. Еще недавно в Гвардейском, как и в других частях, остро ощущалась проблема подготовки достойного пополнения: летчики, достигшие предельного возраста, увольнялись в запас, а организовать должную подготовку молодых авиаторов не было возможности. И лишь в последние несколько лет, сохранив и пополнив полк за счет летного состава сокращаемых частей, появилась возможность приступить к решению задачи подготовки молодых летчиков, в т.ч. и прибывающих из авиационных училищ. Например, в этом году в Гвардейском успешно прошли подготовку в полку и в настоящее время готовятся к самостоятельным вылетам летчики старшие лейтенанты Сергей Наливайко и Илья Айваржи (выпускники Краснодарского ВВАУЛ 2005 г.) и штурманы старшие лейтенанты Алексей Учакин и Дмитрий Монин (выпускники Челябинского ВВАУШ 2005 г.). К сожалению темпы ввода их в строй сдерживают недостаточные объемы выделяемого полку топлива. Но даже при существующих на данный момент возможностях тот факт, что молодые летчики по прибытии в часть не обречены на долгую перспективу быть на земле (а такая участь в недавно постигала многих), порождает надежду на то, что обстановка начинает меняться в лучшую сторону.

В прошедшем учебном году полк отлетал 34 летных смены. Это конечно совсем немного, но тенденция что называется налицо – полк летает ритмичнее, а дальнейшее продвижение вперед зависит от возможностей и желания государства обеспечить боеготовность своей военной авиации.

Авиаторы полка с высокой ответственностью подошли к итоговой проверке ЧФ, которая проводилась под руководством Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Масорина. В последние летные смены решались задачи восстановления прибывших после отпуска экипажей в технике пилотирования, на крымском полигоне выполнялись практические бомбометания, продолжалось практическое переучивание летчиков на бомбардировщик Су-24. Так, экипаж подполковника Евгения Степанова и штурмана майора Александра Гринченко, выполнив на Су-24 полет по маршруту, произвел точное практическое бомбометание на полигоне, тем самым завершив программу переучивания на новый для них тип самолета.

Достаточно высокая степень боеготовности полка была бы невозможной без умелой работы техников и инженеров его инженерно-авиационной службы. В технико-эксплуатационной части, которой командует майор Игорь Конотопец, постоянно проводятся плановые регламентные работы на самолетах полка. Несмотря на то, что из-за командировок, нарядов и отпусков специалистам приходится работать в ограниченном составе, работы выполняются согласно технологическому графику и с высоким качеством. Это объясняется и тем, что в ТЭЧ большинство специалистов – профессионалы в своем деле. 65% личного состава – мастера военного дела и специалисты 1-го класса. На протяжении многих лет в полку нет летных происшествий по вине специалистов ИАС.

…На вооружение ВВС России в самое ближайшее время начнут поступать новые фронтовые бомбардировщики Су-34, серийное производство которых начато на Новосибирском авиационном производственном объединении. Новый самолет, имеющий расширенные боевые возможности, будет постепенно заменять в полках ВВС бомбардировщики Су-24М. Испытания же Су-27КУБ (двухместного варианта палубного истребителя Су-33) предназначенного, как планировалось и для перевооружения флотских полков, имеющих Су-24, пока, к сожалению, отстают от плана. Соответственно, отодвигаются сроки и нет еще ясности по развертыванию его серийного производства в Комсомольске-на-Амуре. И главная причина хорошо известна – недостаточное финансирование. В то же время к самолету проявляет большой интерес один из традиционных зарубежных заказчиков, намеренный приступить к развитию собственной палубной авиации. Переговоры по этому вопросу уже идут. Возможно, это придаст новый импульс и развитию программы перспективного самолета для полков береговой авиации российского ВМФ.
Гость

 

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Гость 07 янв 2015, 15:11

Спецслужбы трех стран назвали встречу «Большой тройки» операцией «Аргонавт».

Любопытно, что в 2012 году в Республике Беларусь был рассекречен отчет о деятельности внутренних войск НКВД Белорусского военного округа (БелВО) за 1945 год. Там среди прочего упоминается «чекистско-войсковая операция… по обеспечению предполагавшейся в г. Минске встречи руководителей трех великих держав», в которой участвовали 34-й мотострелковый, 135-й и 287-й стрелковые полки, а также артдивизионы 1-й и 2-й мотострелковых дивизий. Данная операция представляла собой «дезу» для германских и польских спецслужб, заинтересованных в срыве конференции. Ведь в январе 1945 года в Белоруссии действовали десятки бандформирований, контролируемых немцами и командованием Армии Крайовой.

Замечу, что в прессу сообщения о конференции попали лишь после 15 февраля 1945 года, причем союзные правительства Франции, гоминьдановского Китая и других стран также узнали о конференции и ее решениях постфактум.

27 января 1945 года нарком Берия в докладной записке Сталину предложил использовать для приема высоких гостей аэродром Саки в 65 км северо-западнее Симферополя. Аэродром этот был построен еще в 1930-е годы, а с ноября 1941 года по середину 1942 года германские инженерные части построили здесь из железобетонных шестигранных плит со стороной 1,3 м две взлетно-посадочные полосы длиной 1400 м и 1000 м. На случай закрытия туманом Сакского аэродрома в качестве запасных планировалось использовать аэродромы Сарабуз (Крым), Геленджик (район Туапсе) и Одесса. Для заправки самолетов в Саки было доставлено 1500 т авиабензина и необходимое количество авиамасел.

20 января 1945 года Сакский аэродром осмотрел американский генерал Хилл. По его оценке, «аэродром полностью подготовлен к приему самолетов американской и английской делегаций, а отдельные помещения обеспечивают нужды летного состава».

ПВО аэродрома Саки составляли 155 зенитных орудий, в том числе семь батарей 85-мм пушек, две батареи 40-мм автоматов Виккерса и четыре взвода 37-мм автоматов. Управление огнем обеспечивали РЛС «РУС-2» и станция орудийной наводки СОН-2. Батареи ПВО аэродрома были рассчитаны на ведение семислойного огня на высоту до 9000 м, прицельного огня – на высоту 4000 м и заградительного огня – на расстояние до 5 км до аэродрома.

Истребительная авиация ПВО Сакского аэродрома состояла из 32 самолетов, включая шесть ночных истребителей, а на аэродроме Сарабуз базировались два полка истребительной авиации в составе 55 самолетов Як-9, которые могли привлекаться и для защиты аэродрома Саки.

Для усиления противовоздушной обороны аэродромов Саки и Сарабуз командование ВВС ВМФ вызвало из других авиачастей 90 истребителей и полк защитной артиллерии в составе 24 85-мм пушек и 30 пушек мелкокалиберной зенитной артиллерии.
Гость

 

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Гость 07 янв 2015, 15:52

Гвардейское, КС-1 "Комета"
Тип: Крылатая ракета КС-1 "Комета"
Местонахождение: пос.Гвардейское, Симферопольский р-н, Крым

Изображение Изображение
Гость

 

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 10 янв 2015, 13:56


5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк

Приказом НК ВМФ №0026 от 15.11.1939 г. в составе 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ на базе 35-й минно-торпедной авиационной эскадрильи на аэр. Сарабуз (ныне — Гвардейское) в районе Симферополя был сформирован 2-й минно-торпедный авиационный полк. В нём первоначально имелось три эскадрильи.

С осени 1940 г. их стало пять — всего 62 самолёта ДБ-3 и ДБ-3ф . Любопытно, что в архивных документах вплоть до 1940 г. 35-я МТАЭ сохраняла свой номер в составе 2-го МТАП, и только в начале 1940 г. стала 2-й АЭ полка.

С началом советско-финской войны несколько экипажей полка в декабре 1939 г. были направлены на Балтику, где приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке.

10 ноября 1940 г. весь полк принял участие в крупномасштабных учениях совместно с кораблями ЧФ. Все задачи учений были решены успешно, и за и высокое боевое мастерство, проявленное личным составом, нарком ВМФ объявил 2-му МТАП благодарность.

Перед войной управление 2-го МТАП базировалась на аэр. Феодосия, 1-я и 2-я АЭ — на аэр. Карагоз в районе Феодосии (28 ДБ-3 и ДБ-3ф ), а 3-я, 4-я и 5-я АЭ — на аэр. Сарабуз (42 ДБ-3 и ДБ-3ф ). Всего в полку имелось 70 самолётов ДБ-3т и ДБ-3ф (53 самолётов исправных) и 62 экипажа.

По состоянию на 1 июня 1941 г., в составе 2-го МТАП имелось 70 самолётов ДБ-3 в бомбардировочном и торпедоносном вариантах. Несмотря на то, что полк был официально сформирован более чем за год до начала войны, к 22 июня 1941 г. он всё ещё находился на этапе организационного периода. Полностью боеготовыми могли считаться только 1 -я и 2-я АЭ. Экипажи 3-й АЭ ещё не успели приступить к отработке групповой слётанности в составе звеньев. О том, чтобы выполнять задание составом эскадрильи, даже речи не шло. Ещё две эскадрильи (4-я и 5-я АЭ) были укомплектованы исключительно экипажами выпуска весны 1941 г., имевшими незначительный налёт, да и то в простых метеоусловиях.

Боевая деятельность авиаполка в годы Великой Отечественной войны

На 22 июня 1941 г., по оперативной готовности №2, полк базировался на аэродромах рассредоточения: Карагоз и Владикавказ — по две АЭ, Сарабуз — одна АЭ.

С первого дня войны лётчики полка включились в боевую работу, нанося бомбовые удары по объектам на территории Румынии:

— 22 и 24 июня 1941г. самолёты ДБ-3 2-го МТАП (3 и 18 соответственно) совершили налёты на ВМБ Констанца. Потери полка при налётах на Констанцу составили 8 самолётов;

— 13 июля 1941 г. самолёты 6 ДБ-3 полка совершили налёт на нефтепромыслы в районе г. Плоешти;

— 8 и 13 сентября 1941 г. 7 ДБ-3ф 2-го МТАП, под командованием ГСС майора Н.А.Токарева, нанесли удар по объектам противника в районе Бухареста. Стамбульский корреспондент английской газеты «Таймс» писал о результатах этих налётов: «Интенсивные действия советской авиации заставили румынское правительство перенести свою столицу из Бухареста в Синаю».

Но эти успехи давались полку дорогой ценой: с 22 июня по 30 сентября 1941 г. в воздухе и на земле им было потеряно 37 самолётов (больше половины довоенного списочного состава). В связи с этим, 30 сентября полк был перебазирован на аэр. Анапа и Краснодар, для переформирования и отдыха.

На 8 октября в полку насчитывалось 31 /27 ДБ-3 и ДБ-3ф , а месяцем позже — 41/38.

С середины октября 1941 г. полк продолжил боевые действия с полевых аэродромов Крымская, Константиновская, Киевская, Курганная в Краснодарском крае. Тогда же 4-я и 5-я АЭ даже ненадолго вернулись на крымский аэр. Карагоз, но 2 ноября они перелетели на аэродромы Кавказа — Крымская и Гостагаевская. Штаб полка располагался в станице Крымская.

С ноября 1941 г., вместо снятого с должности за большие потери полка майора А.Г.Бибы, полком стал командовать Герой Советского Союза майор Н.А.Токарев.

После 27 ноября, в связи с ухудшившейся оперативной обстановкой на кавказском направлении, 2-й МТАП перебазировался в район Майкопа.

С 3 декабря 1941 г. и до конца обороны г. Севастополь (30 июня 1942 г.) авиационные группы самолётов ДБ-3 полка составом от 3 до 9 экипажей, действовали в составе Севастопольской авиагруппы по наступающим на город немецким войскам с площадки Херсонесский маяк.

В конце февраля 1942 г. приказом командующего ЧФ в полку были расформированы 4-я и 5-я АЭ, и он был переведён на трёхэскадрильный состав. При этом каждая эскадрилья имела 12-самолётный состав, как в старом штате.

С 14 сентября 1942 г., на основании приказа НК ВМФ СССР №73 от 03.04.1942 г., «за проявленную отвагу… за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава», проявленные при обороне Севастополя 2-й МТАП ВВС ЧФ был преобразован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.

В мае 1942 г. основные силы полка базировались на аэр. Майкоп, а несколько ДБ-3ф находились на аэр. Херсонес в Севастополе.

Кроме бомбардировок наступающих на Кавказ войск противника полк продолжал работать в море. Так, 21 мая 1942 г., 2 торпедоносца и 3 бомбардировщика 5-го гв. МТАП нанесли торпедно-бомбовый удар по транспортам противника в районе Сулина. В результате удара транспорт был повреждён.

После 20 июня 1942 г., ввиду дальнейшей невозможности использовать аэр. Херсонес, остатки авиагруппы полка с этого аэродрома были перебазированы на Майкоп, и оттуда, вместе с главными силами полка, продолжали наносить удары по противнику под Севастополем.

По состоянию на 3 июля 1942 г., в составе 5-го гв. МТАП на аэр. Майкоп имелось 15/11 ДБ-3.

12 июля 1942 г. 10 ДБ-3ф 5-го гв. МТАП под командованием подполковника Н.А.Токарева бомбардировали плавсредства в порту Мариуполь.

4 и 5 августа 1942 г., ввиду неблагоприятной обстановки на сухопутном фронте, 5-й гв. МТАП составом 10 ДБ-3 был перебазирован с аэр. Майкоп на аэр. Гудауты (Абхазия).

17 августа самолёты полка в составе бригады были направлены на бомбардировку немецких танковых колонн на дороге Краснодар — Георгие-Афинская.

С 22 августа немецкие войска начали наступление на Новороссийском направлении, и 5-й гв. МТАП, вместе с другими полками бригады, наносил удары по скоплениям войск и техники противника в районе станицы Наберджаевская.

В результате значительных потерь авиатехники, к 24 сентября 5-й гв. МТАП располагал всего 7 самолётами Ил-4 на аэр. Гудауты, из которых только 5 самолётов были исправны.

С выходом 7 сентября 1942 г. немецких войск к Кавказским перевалам полку, вместе с 36-м МТАП и 40-м БАП, была поставлена задача: бомбовыми ударами не допустить прорыва через них противника.

В сентябре полк выполнял вылеты на бомбардировку портов противника. 9 сентября 1942 г. 4 Ил-4 5-го гв. МТАП и 4 Ил-4 36-го МТАП нанесли бомбовый удар по Ялтинскому порту. В результате налёта, были потоплены итальянские торпедные катера MAS-571 и MAS-573, а также повреждены ещё 3 катера.

С 9 октября 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №0871, 5-й гв. МТАП был переведён на штат 030/264 (3 эскадрильи по 10 самолётов и 2 самолёта в управлении).

28 октября 1942 г. в состав полка, к собственным 7 самолётам Ил-4, было передано ещё 11 самолётов Ил-4 и 14 экипажей из состава 36-го МТАП, убывающего на переформирование.

Для борьбы с торпедными катерами и сидящими на воде гидросамолётами противника, в полку несколько самолётов Ил-4 было переоборудовано и вооружено реактивными осколочно-фугасными снарядами калибра 132 мм (однако данных об их результативном использовании не имеется).

В ноябре 1942 г. самолёты полка выполняли дальнюю воздушную разведку коммуникаций и портов Чёрного и Азовского морей, с целью своевременного выявления попыток противника доставить войска и оружие в этот район.

7 декабря 1942 г. 7 Ил-4 полка, под командованием командира 63-й АБ ГСС полковника Н.А.Токарева бомбили санаторий Гурзуф, где, по данным разведки, находилось на отдыхе большое количество немецких военнослужащих. Цель была успешно поражена, однако все отдыхающие немцы ещё накануне были срочно вывезены из санатория…

В декабре 1942 г. 5-й гв. МТАП продолжал боевые действия на прибрежных коммуникациях, вёл интенсивную воздушную разведку в западной части Чёрного моря, выполнял дальнюю разведку портов Румынии и Болгарии, помогал крымским партизанам, сбрасывая им на парашютах продовольствие, оружие, боеприпасы. В это время в строю находилось только 14 самолётов Ил-4.

13 и 15 января 1943 г. группы самолётов полка бомбили скопление противника в станице Абинской, а 16 и 17 января — плавсредства в порту Керчь и в Тамани. За успешное выполнение боевых заданий по уничтожению вражеских плавсредств в Керчи и Тамани Военный совет ЧФ объявил личному составу 5-го гв. МТАП благодарность.

В течение всего января экипажи полка продолжали вести «свободную охоту» на коммуникациях противника.

4 февраля 1943 г. экипажи полка бомбили самолёты противника на аэр. Керчь и скопление войск в районе Новороссийска, а 7 февраля — плавсредства в Тамани. Удары по Тамани наносились также 11 и 16 февраля.

С 4 по 12 февраля экипажи полка особенно интенсивно совершали полёты с грузами продовольствия и боеприпасов для снабжения крымских партизан.

26 февраля 1943 г. экипажи 5-го гв. МТАП выполнили минные постановки в Керченском проливе.

Боевые действия 5-го гв. МТАП, с начала года нацеленные на поддержку войск 47-й, а затем — 18-й армии, в марте были перенесены на коммуникации Чёрного моря.

В начале марта одним из основных объектов ударов полка оставалась Тамань.

В марте 1943 г. полк продолжал интенсивные минные постановки в Керченском проливе, с целью воспрепятствовать переброске через него войск противника. Также самолёты полка наносили бомбовые удары по Керчи и Камыш-Буруну.

13 марта 1943 г., впервые в боевой практике полка, с самолёта Ил-4 капитана Козырина было сброшено более 200 ампул с зажигательной смесью КС на аэр. Багерово.

По состоянию на 25 марта 1943 г., в составе 5-го гв. МТАП числилось 21/16 самолётов Ил-4.

30 марта 18 самолётов Ил-4, под командованием командира 63-й бомбардировочной авиабригады Н.А.Токарева и командира 5-го гв. МТАП В.Канарева, нанесли массированный удар по транспортам противника и портовым объектам в Севастополе. Ударные группы потерь не имели. За этот удар командующий ЧФ объявил личному составу полка благодарность.

В апреле 1943 г. одной из основных задач полка оставались снабжение партизан продовольствием, оружием и боеприпасами, а также воздушная разведка в северо-восточной части Чёрного моря. Объектом бомбовых ударов полка стал аэродром и порт Анапа.

В этом же месяце в полк прибыло 9 экипажей с ТОФ, одновременно 4 опытных экипажа полка были направлены в ВВС ТОФ.

В конце второй декады апреля 5-й гв. МТАП посетил народный комиссар ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов, находящийся в это время на ЧФ.

30 апреля 1943 г. 9 Ил-4 нанесли бомбовый удар по транспортам противника в Севастополе.

Со 2 по 22 мая экипажи полка перегнали с авиазавода в Иркутске 5 новых самолётов Ил-4.

В третьей декаде мая полк получил задачу произвести минные постановки на Дунае. Для её выполнения 20 мая 5 Ил-4 были перебазированы на аэродром подскока Тонкий мыс вблизи Геленджика, откуда и был выполнен вылет в районы Тульчи и Сулины. Кроме минных постановок, экипажи отбомбились по порту Сулина. Чуть позднее теми же экипажами были поставлены мины в Днепровско-Бугском лимане, в районе Очакова, и на реке Днепр, у пос. Войсковое.

По состоянию на июнь 1943 г., 5-й гв. МТАП базировался на аэр. Гудауты.

В июне 1943 г. перед полком стояла задача: препятствовать перевозкам противника боеприпасов и горючего на Тамань. Для её выполнения экипажи полка несколько дней подряд бомбили корабли в порту Керчь.

Учитывая хорошие результаты майских минных постановок, полку вновь была поставлена задача: 10 самолётами Ил-4 выполнить постановку мин на Дунае, используя в качестве аэродрома подскока Геленджик. 19 июня экипажи перебазировались на аэр. Геленджик и оттуда вылетели в район оз. Кагул, недалеко от порта Галац. Постановка прошла успешно. Повторный вылет с аналогичным заданием был выполнен 24 июня в районе Сулины.

В июле 1943 г. полк продолжал минные постановки на Дунае, аэр. Геленджик — Верхний стал постоянным местом базирования ударных групп полка.

14 июля произошли организационно-штатные преобразования в Авиации ВМФ — на базе бригад формируются дивизии, в том числе, 63-я БАБ была переформирована в 1-ю минно-торпедную дивизию, куда вошёл 5-й гв. МТАП.

19 июля экипажи полка ставили мины в Днестровском лимане.

В августе 1943 г. основной задачей полка было нарушение морских коммуникаций противника.

Во второй половине августа экипажи полка на самолётах с подвесными топливными баками ставили мины в ранее недоступном районе Джурджу на Дунае, южнее Бухареста.

В первой декаде сентября полк обеспечивал боевые действия 18-й Армии и ЧФ в ходе Новороссийской десантной операции.

После освобождения Новороссийска 16 сентября и с началом общего наступления советских войск на Таманском п-ове, а в последующем — в Таври, с частей минно-торпедной авиации ЧФ постепенно сняли задачу непосредственной бомбовой поддержки своих войск, и вернули к выполнению задач в море, по своему прямому предназначению. Перед полком были поставлены задачи ведения воздушной разведки и воспрепятствования морским перевозкам противника на дальних коммуникациях. К этому времени 5-й гв. МТАП, вместе с управлением дивизии, окончательно перебазировался на аэр. Геленджик.

26 сентября 1943 г. 10 Ил-4 5-го гв. МТАП, совместно с самолётами Пе-2 40-го БАП и А-20 «Бостон» 36-го МТАП, под командованием командира 1-й МТАД ГСС полковника Н.А.Токарева нанесли удар по Севастополю. В результате удара, были уничтожены транспорт, 2 катера и склад. Самолёты полка прикрывали истребители 11-го гв. ИАП, входившего в состав дивизии.

В ноябре-декабре 1943 г., кроме своих основных задач, полк осуществлял доставку продовольствия, оружия и боеприпасов крымским партизанам.

На начало 1944 г. в составе 5-го гв. МТАП на аэр. Геленджик имелось 27 самолётов Ил-4 и 21 экипаж.

В январе 1944 г. несколько экипажей полка были направлены в тыл, на авиазавод, за новыми самолётами Ил-4, которые перегнали в полк только 7 апреля.

С конца января 1944 г. 5-й гв. МТАП перебазировался на аэр. Сокологорное юго-западнее Мелитополя, где находился до середины мая. Часть самолётов полка была перебазирована на аэр. Скадовск и вошла в состав Скадовской авиагруппы.

На 1 апреля 1944 г. в полку имелось 30/27 Ил-4 и 30 экипажей, из которых только 18 были подготовлены к торпедометанию.

В апреле, с началом наступления войск 4-го Украинского фронта на Перекопском направлении, главной задачей полка стала блокада Крымского п-ова со стороны моря. Для этого 11 и 13 апреля экипажи полка выполнили вылеты на минные постановки на подходах к Севастополю, а 12 апреля — у Сулины. Кроме того, полк продолжал наносить удары по кораблям противника в море и доставлять оружие и продовольствие партизанам.

18 апреля 1944 г. несколько экипажей полка выполняли весьма необычное задание: доставку самолётами Ил-4 авиационного бензина в Одессу для 11-го гв. ИАП, который базировался к этому времени на аэр. Школьный. За один день 8 самолётов перевезли 48 тонн горючего — на 100 вылетов истребителей. Эту задачу полк периодически выполнял и в мае.

На начало мая, в составе 5-го гв. МТАП имелось 20 боеготовых экипажей.

2, 4 и 6 мая 1944 г. самолёты Ил-4 полка ставили мины в Сулинском гирле.

3 и 6 мая торпедоносцы Ил-4 5-го гв. МТАП, во взаимодействии с топмачтовиками A-20G и штурмовиками Ил-2 13-го гв. ДБАП, нанесли удар по конвою противника, прорывающемуся из Севастополя.

В последние дни штурма Севастополя советскими войсками — 11 и 12 мая, полк решал задачу недопущения эвакуации немецких войск морем из района Херсонесского маяка. Совместно с 13-м гв. ДБАП он всем составом наносил удары по плавсредствам, обнаруженным возле Севастополя. В ходе операции по освобождению Крыма и Севастополя 5-й гв. МТАП понёс серьёзные потери: 11 самолётов и 8 экипажей.

В мае 1944 г. в полку, для проведения испытаний, на самолёт Ил-4 лётчика В.И.Минакова была установлена РАС «Гнейс-2м». Первый вылет с использованием новой РАС был выполнен 20 мая.1

Во второй половине мая полк вернулся на свой довоенный крымский аэр. Сарабуз.

К началу Ясско-Кишиневской наступательной операции советских войск, во второй половине августа 1944 г. в составе полка насчитывалось 14 исправных самолётов Ил-4.

20 августа 1944 г. 14 Ил-4 5-го гв. МТАП приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в ВМБ Констанца, вылетая с аэр. Сарабуз.

21 августа 1944 г. 2 самолёта Ил-4 5-го гв. МТАП ночью выполнили вылеты в район г. Констанца, которые стали последними для полка в Великой Отечественной войне.

7 ноября 1944 г., за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце, полку было присвоено почётное наименование «Констанцский». Он стал единственной частью минно-торпедной и бомбардировочной авиации ВВС ВМФ трёх западных флотов, провоевавшей с первого до последнего дня войны исключительно на самолётах ДБ-3 и Ил-4.

После окончания боевых действий на Чёрном море, полк с осени 1944 г. базировался на аэр. Саки.

По состоянию на 1 января 1945 г. 5-й гв. МТАП дислоцировался на аэр. Сарабуз (в 1948 г. переименован в Гвардейское).

С 13 февраля по 15 апреля 1945 г. на базе 5-го гв. МТАП проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2т. По результатам испытаний, новый самолёт был рекомендован к принятию на вооружение (однако реально его производить не стали, а в условиях авиамастерских выполняли дооборудование бомбардировщиков Ту-2, поступавших в строевые части).

В конце 1947 г., на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., полк был переведён на четырёхэскадрильный штат №98/705.

К 1949 г. 5-й гв. МТАП был перевооружён на торпедоносцы Ту-2т2.

В конце 1940-х гг. полк из 2-й гв. МТАД передали в состав 88-й ДБАД (бывш. 13-я АДПБ) ВВС ЧФ.

С февраля (мая) 1951 г. 5-й гв. МТАП, первым в Авиации ВМФ, начал перевооружаться на самолёты Ту-14т, а с июля в полку проводились войсковые испытания данного самолёта. Так как летный состав полка не эксплуатировал ранее самолёты с носовым колесом, то для переучивания был выделен самолёт B-25 «Митчелл». После освоения данной машины летный состав приступил к освоению реактивного бомбардировщика Ил-28, а в середине июня 1951 г. — торпедоносца Ту-14.

18 августа 1951 г. 15 самолётов Ту-14т полка (по другим данным, из состава полка было выделено 9 самолётов), под руководством лётчика-инспектора ВВС ЧФ ГСС полковника А.И.Фокина, пролетели в строю над Красной площадью на воздушном параде в честь Дня Воздушного флота.

Хотя заключение о принятии на вооружение самолёта Ту-14т было подписано НК ВМФ Н.Г.Кузнецовым и командующим Авиации ВМФ Н.Е.Преображенским ещё в августе 1951 г., но ещё до 15 августа 1952 г. в полку проходили войсковые испытания этого самолёта, в варианте торпедоносца. (По другим данным, войсковые испытания проходили в период между 23 июля и 22 декабря 1952 г.; в них принимали участие 9 самолётов 7, 8 и 9 серий).

В 1954 г. 5-й гв. МТАП, базирующийся на аэр. Гвардейское совместно с 1675-м МТАП (бывш. 29-й БАП), входил в состав 688-й МТАД (бывш. 88-я ДБАД) ВВС ЧФ.

На основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/53280 от 30.08.1955 г., 5-й гв. МТАП был передан из состава 141-й МТАД (бывш. 688-я МТАД) в состав вновь формируемой 88-ю ТБАД СпН ВВС ЧФ и переименован в 5-й гв. тяжелобомбардировочный авиационный полк специального назначения. В составе этой дивизии полк находился до 1961 г.

В апреле 1956 г. 5-й гв. МТАП начал получать самолёты-торпедоносцы Ту-16т, а в 1957 г., вторым в Авиации ВМФ, после 124-го МТАП, освоил ракетную систему КС.

В соответствии с директивой ГШ ВМФ №ОМУ/4/ 30353 от 03.10.1957 г., 5-й гв. ТБАП был переименован в 5-й гв. минно-торпедный авиационный полк дальнего действия в составе 88-й МТАД ДД.

В начале 1958 г. экипаж командира полка полковника В. Дубины произвел первый практический пуск двух АКР КС с одного самолёта.

В 1959 г. для освоения лётным составом новой ракетной системы КС в штатах полка имелся самолёт Ту-4кс. Кроме того, экипажи полка пилотировали, вместе с экипажами 124-го МТАП, самолёты Ту-16сп отряда самолётов-спасателей, который базировался на аэр. Гвардейское и входил в состав управления 88-й МТАД ДД.

В 1960 г. экипаж 5-го гв. МТАП ДД майора В.А.Герчио в учебных целях выполнил сброс «Фрегата» в Чёрном море, с запуском двигателя и наведением его на корабли.

С ноября 1960 г. полк перебазировался с аэр. Гвардейское на аэр. Весёлое, где и оставался все последующие годы, вплоть до своего расформирования. Первоначально на новое место была перебазирована авиатехника, а личный состав полка продолжал жить в гарнизоне Гвардейское, пока не были построены жилые дома. После перебазирования полк начал осваивать ракетную систему Ту-16к-10. Переучивание личного состава полка проходило на Северном Флоте.

С 1 мая 1961 г., в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в Морскую Ракетоносную Авиацию, на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г., 5-й гв. МТАП ДД был переименован в 5-й гв. отдельный морской ракетоносный авиационный полк (так как 88-я МТАД ДД, куда он входил, к этому времени подлежала расформированию). В полку имелось 3 авиационные эскадрильи, и в составе управления полка — транспортное авиационное звено. В 1-й АЭ находились, в основном, Ту-16 ранних модификаций, которые использовались в качестве заправщиков, постановщиков помех и чистых бомбардировщиков. 2-я и 3-я АЭ были вооружены новыми самолётами Ту-16к-10. В звене управления, которым командовал бывший лётчик-истребитель ГСС майор И.П.Белозёров, были самолёты Як-12 (в 1966 г. заменённые на Ан-2). Более 70% экипажей заправлялись в воздухе днём и ночью.

На День ВМФ и ВВС, в июле и августе 1961 г., экипажи полка на самолётах Ту-16 с подвешенными ракетами К-10 участвовали в воздушном параде над Москвой и Ленинградом. Полк готовился к параду в течение месяца, базируясь на аэр. Мигалово. После парада управление 5-го гв. МРАП и командование АЭ были на торжественном приёме в Кремле, где генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущёв вручил отличившимся авиаторам правительственные награды. В это же время экипаж майора В.А.Герчио выполнил, первым среди строевых частей МА ВМФ, практический пуск АКР К-10 по танкеру «Чкалов» на 77-м морском полигоне, на Каспии. Подготовка к пуску велась в Николаеве, на аэр. Водопой, в обстановке строжайшей секретности. Пусковой экипаж ходил в Николаеве только в гражданской одежде. Руководителем сборов был начальник 33-го УЦ Авиации ВМФ ГСС генерал-лейтенант И.Т.Карпенко.

В марте 1964 г. 8 экипажей Ту-16 полка совершили беспосадочный перелёт на ТОФ с двумя дозаправками топливом в воздухе. В эти же годы практиковались перелёты эскадрилий ракетоносцев из Крыма на Север, где на полигоне ВВС СФ «Лумбовка» выполнялся тактический пуск АКР. После этого самолёты, с двумя дозаправками топливом в воздухе, перелетали на Каспий, где также выполняли тактический ракетный удар на полигоне «Ахтуба», с последующей посадкой на своем аэродроме. Общее время беспосадочного полёта составляло свыше 8 часов.

В 1965 г. в штат полка был введён самолёт Ту-104, который прослужил до начала 1980-х гг. Его пилотировали майор В.А.Герчио и капитан В. Дымов.

До 1966 г. в штатах управления полка имелся самолёт Як-12, который в том же году был передан в ДОСААФ. Вместо него в полк поступил самолёт Ан-2.

В декабре 1967 г., за заслуги в деле защиты Родины и в честь 50-летия СССР, указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награжден Почётным знаком.

С 1971 г. 5-й гв. ОМРАП вошёл в состав вновь сформированной 2-й гв. МРАД. В составе полка 1-я АЭ имела самолёты Ту-16к-10-26, 2-я АЭ — Ту-16к-26, и 3-я АЭ — Ту-16спс, Ту-16е.

В 1974 г., в честь 30-летия освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, полк был награждён памятной медалью ЦК Компартии Украины.

К 1985 г. 5-й гв. МРАП перевооружился с Ту-16 сразу на самолёты Ту-22м3, минуя «двойки».

В преддверии 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне, в 1985 г. командование ВВС ЧФ возбудило ходатайство о награждении полка за заслуги в годы войны и в послевоенное время орденом Красного Знамени. Однако при вручении награды личный состав полка, уже заготовивший различные значки и вымпелы с почётным названием «Гвардейский Констанцский Краснознамённый» с удивлением узнал, что 4 мая полк удостоен ордена Отечественной Войны I степени…

На 1992 г. в составе полка имелось 20 самолётов Ту-22м3 и 15 самолётов Ту-16 различных модификаций.

15 ноября 1994 г., в день своего рождения, 5-й гв. МРАП, базирующийся на аэр. Весёлое в Крыму, был расформирован. Самолёты Ту-22м3 сначала передали в 943-й МРАП, а после расформирования и этого полка 19 самолётов отошли России, а 20 самолётов — Украине. Впоследствии российские Ту-22м3 передали в 444-й ЦБП и ПЛС ВВС ВМФ и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ.

В послевоенной истории полка имели место следующие тяжёлые авиационные происшествия:

— 17 ноября 1978 г., при заходе на посадку, в СМУ, на аэр. Весёлое столкнулся с землей, разрушился и сгорел самолёт Ту-16, пилотируемый заместителем командира эскадрильи майором А.Н.Вишневским, с инструктором — заместителем командира полка подполковником Н.П.Фёдоровым. Лётчики Вишневский, Фёдоров и второй штурман ст. лейтенант Н.И.Кабарухин погибли, остальные члены экипажа остались живы;

— 21 августа 1992 г., при полёте в районе аэр. Весёлое, на самолёте Ту-22м3, пилотируемом майором А.А.Рылиным, произошёл пожар из-за воспламенения топлива, вытекающего из бака. Самолёт стал неуправляем по крену. Экипаж, в составе: командир майор А.А.Рылин, инструктор майор С.М.Пьянзин, штурман корабля капитан В.В.Романенко, штурман-оператор лейтенант Кудзиев, катапультировался. Самолёт разбился, экипаж невредим.

В годы Великой Отечественной войны 11 авиаторов полка были удостоены звания Героя Советского Союза: Ф.Н.Аглотков, С.П.Дуплий, А.И.Жестков, В.П.Канарев, И.И.Киценко, Е.А.Лобанов, В.И.Минаков, Д.М.Минчугов, А.Ф.Толмачёв, Г.Г.Черниенко.

На вооружении полка состояли самолёты: ДБ-3б, Ил-4, Ту-14т, Ту-16т, Ту-16к, Ту-16спс, Ту-16е, Ту-22м3, Ту-104, Як-12.

В разные годы авиаполк был известен под следующими наименованиями:

5-й гвардейский морской ракетоносный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк
5-й гвардейский отдельный морской ракетоносный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк
5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк дальнего действия
5-й гвардейский тяжелобомбардировочный Констанцский авиационный полк специального назначения
5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк
2-й минно-торпедный авиационный полк
35-я минно-торпедная авиационная эскадрилья

Командиры полка:

А.Г.Биба (октябрь 1939 г. — ноябрь 1941 г.);
ГСС Н.А.Токарев (ноябрь 1941 г. — октябрь 1942 г., погиб);
ГСС В.П.Канарев (октябрь 1942 г. — сентябрь 1943 г.);
Г.П.Поплавский (октябрь-декабрь 1943 г.);
М.И.Буркин (март-ноябрь 1944 г.);
А.А.Нагаев (1944-1946 гг.);
Н.Д.Саликов (май 1946 г. —июнь 1947 г.);
В.М.Дубина (1957-1963 гг.);
Дятлов (1963-1964 гг.);
И.Войцицкий (1965-1970 гг.);
В.И.Гришин (1970-1975 гг.);
Г.К.Тхоржевский (1975-1976 гг.);
И.Г.Новиков (1976-1979 гг.);
Ю.Г.Заря (1979-1981 гг.);
Ю.И.Лазарев (с 1981 г.);
П.А.Гудымов (до 1988 г.);
В.Г.Андреев (1988-1991 гг.);
С.М.Винокуров (1991-1993 гг.);
С.Ю.Орлов (1993-1994 гг.).

Источники:

Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 10 янв 2015, 14:08

Из истории военно-воздушных сил Черноморского флота

В состав ВВС Черноморского флота до развала СССР входили морская ракетоносная авиационная дивизия трехполкового состава, истребительная авиационная дивизия трехполкового состава, штурмовой авиационный полк, противолодочный авиационный полк, два противолодочных вертолетных полка, разведывательный авиационный полк, транспортный авиационный полк, авиационная группа экранопланов, а также 859-й Учебный центр.

2-я гв. МРАД (Гвардейское):
- 5-й гв. МРАП (Весёлое),
- 943-й МРАП (Октябрьское);

119-я гв. МИАД (Тирасполь):
- 86-й гв. МИАП (Маркулешты),
- 161-й МИАП (Лиманское);

43-й ОМШАП (Гвардейское);
318-й ОПЛАП (Кача);
841-й гв. ОПЛВП (Мериа);
30-й ОДР АП (Саки);
917-й ОТАП (Кача);
872-й ОПЛВП (Кача),
78-й ОКПЛВП (Донузлав).
В составе имелось более 400 летательных аппаратов.

До 1990 года ВВС Черноморского флота имели в своем распоряжении разветвленную аэродромную сеть, они базировалась на территории четырех республик СССР в гарнизонах: Веселое, Гвардейское, Кача, Донузлав, Октябрьское, Саки, Мериа, Маркулешты, Лиманское, Каспийск, а также на запасные аэродромы, в том числе с бетонированными ВВП Херсонесский, Большой Токмак и Геническ.

Гарнизон Гвардейское

Аэродром Гвардейское (до 1945 года - Сарабуз) - один из основных аэродромов ВВС Черноморского флота. На аэродроме базировались, преимущественно, авиационные части бомбардировочной, минно-торпедной и ракетоносной авиации. На этом аэродроме в 1953 году зародилась морская ракетоносная авиация. В советское время аэродром использовался как аэродром прилета и отлета руководства страны.

124-й морской ракетоносный авиационный полк

В июне 1953 года на аэродроме Гвардейское для проведения испытаний в условиях строевой части первой в СССР ракетной системы «Комета» была сформирована 27-я отдельная специальная часть. Директивой Главного штаба ВМФ от 30 августа 1955 года № 53280 предписывалось на базе 27-й отдельной специальной части приступить к формированию в составе ВВС Черноморского флота 124-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка дальнего действия. Этот день является Днем образования полка.

Авиационный парк полка состоял из 12 Ту-4КС, 8 Ту-4, 2 МиГ-15СДК, МиГ-15УТИ, Ли-2,

По-2. И хотя полк именовался бомбардировочным - это был первый в авиации ВМФ морской ракетоносный авиационный полк.

В июне 1957 года, опять-таки первым в авиации ВМФ, полк переходит на реактивные ракетоносцы Ту-16КС. Практическое переучивание летного состава началось в сентябре, а уже к концу октября 1957 года 26 экипажей завершили программу переучивания.

К этому времени (3 октября 1957 года) полк переименовали в 124-й МТАП ДД. Приказом Министра обороны СССР в октябре 1961 года все части минно-торпедной авиации переименовали в морские ракетоносные и 124-й МТАП ДД стал 124-м МРАП.

В начале 1960 годов 124-й МРАП переучился на ракетный комплекс К -10 и эксплуатировал его до своего расформирования.

В конце 1971 года 124-й МРАП вошел в состав вновь сформированной 2-й морской ракетоносной авиационной дивизии.

В 1989 году первый в авиации ВМФ морской ракетоносный авиационный полк был расформирован, положив тем самым начало расформированию всей морской ракетоносной авиации ВВС Черноморского флота.

2-я морская ракетоносная авиационная дивизия

В октябре 1971 года в авиации Черноморского флота образована 2 -я МРАД в составе трех авиационных полков: 5-го гвардейского МРАП, 124-го МРАП и 943-го МРАП. Полки базировались на своих основных аэродромах Веселое, Гвардейское и Октябрьское соответственно, управление дивизии размещалось в гарнизоне Гвардейское.

На момент создания дивизии на вооружении полков находились:
- 5-й гвардейский МРАП - две эскадрильи (22 самолета) ракетоносцев Ту-16К-10-26 и дна эскадрилья (11 самолетов) Ту-16 постановщиков помех, заправщиков и бомбардировщиков;
124 МРАП - две эскадрильи (22 самолета) ракетоносцев Ту-16К-10, одна эскадрилья (11 самолетов) постановщиков помех, заправщиков, бомбардировщиков и два самолета Ту-16 спасателя;
943-й МРАП - две эскадрильи ракетоносцев (22 самолета) Ту-16КС и одна эскадрилья Ту-16 постановщиков помех, заправщиков и бомбардировщиков.
Командиром дивизии был назначен полковник В.А. Балин, начальником штаба - подполковник Бондаренко, начальником политотдел а - полковник А.И. Кокорев.
В конце 1975 года изменился качественный состав дивизии - две эскадрильи 943-го МРАП переучились на сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М2 и вошли в боевой состав.

В 1985 году 5-й гвардейский МРАП приступил к переучиванию и в 1986 году вошел в боевой состав дивизии на сверхзвуковых ракетоносцах Ту-22МЗ.

В том же году 943-й МРАП также перешел на эксплуатацию Ту-22МЗ и боевой состав 2-й МРАД стал состоять из двух полков сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22МЗ и одного - на ракетоносцах Ту-16К-10.

В 1989 году был расформирован первенец морской ракетоносной авиации - 124-й МРАП, в дивизии осталось два полка, а в 1994 году было расформировано и управление 2-й морской ракетоносной авиационной дивизии, 5-й гвардейский и 943-й морские ракетоносные авиационные полки стали отдельными.

14 июня 1990 года 43-й Краснознаменный ордена Кутузова III степени Севастопольский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков под командованием полковника М. Кукушкина перебазировался на аэродром Гвардейское и поступил в подчинение командующему ВВС ЧФ. 1 декабря 1990 года 43-й ИПИБ переформирован в 43-й ОМШАП, 1 декабря 1995 года - в 43-ю отдельную морскую штурмовую авиационную эскадрилью. Командир эскадрильи полковник О. Николаев. С мая 1998 года на вооружение эскадрильи поступают новые самолеты - Су-24 и Су-24мр.

Гарнизон Октябрьское

Аэродром Октябрьское, как место постоянного базирования частей ВВС Черноморского флота, начал использоваться с 1955 года, когда в октябре того года с аэродрома Гвардейское сюда перебазировался 40-й авиационный полк.

Поселок Октябрьское расположен, практически, в центре Крымского полуострова, в 43-х километрах севернее Симферополя. Железная дорога и автотрасса Симферополь - Харьков, а также разветвленная сеть асфальтированных шоссейных дорог, позволяли довольно быстро добраться до любого населенного пункта Крыма.

Жилой городок гарнизона, как и все жилые городки того время, начинался с одноэтажных домов. Постепенно городок расширялся, возводились пятиэтажные дома, с конца 1970-х годов уже с централизованным горячим водоснабжением.

Служебный городок располагался в 3-х километрах от жилого городка, что создавало определенные трудности для личного состава, особенно при сборе по тревоге.

Полк сформирован 28 мая 1938 году. В состав полка входило пять авиационных эскадрилий, местом базирования стал аэродром Сарабуз. Первым командиром полка стал Николай Алексеевич Остряков (будущий командующий ВВС Черноморского флота).

С июня 1941 года полк вошел в состав 63-й бомбардировочной авиационной бригады, с 9 марта 1944 года - в состав 13-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков. 31 мая 1944 года полк награжден орденом Красного Знамени, 7 сентября 1944 года присвоено почетное наименование «Констанцский».
После окончания Великой Отечественной войны в апреле 1946 года полк возвратился на свой довоенный аэродром Гвардейское (Сарабуз).

С 15 ноября 1950 года личный состав полка приступил к переучиванию на самолет Ил-4 и уже к 22 декабря 1950 года было подготовлено 32 экипажа из 33 запланированных к переучиванию. Однако самолеты Ил-4 эксплуатировались недолго, 8 октября 1951 года началась их консервация в связи с переходом на реактивную авиацию. 13 октября 1951 года были получены первые четыре Ил-28.

В октябре 1955 года полк перебазировался на аэродром Октябрьское. 2 февраля 1957 года личному составу довели приказ командующего ВВС Черноморского флота о переучивании полка на самолет Ту-16. Началась подготовка к освоению самолета, который эксплуатировался авиаторами полка с небольшим перерывом до конца 1990 года.

25 февраля 1974 года 1-я авиационная эскадрилья им. Героя Советского Союза А. П. Цурцумия первой в авиации ВМФ приступила к теоретическому переучиванию на сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М2. 3 сентября 1974 года первый самолет Ту-22М2 произвел посадку на аэродроме Октябрьское и в середине сентября командир полка полковник Ю. П. Зверев первым «опробовал» родной аэродром.

В апреле 1975 года шесть экипажей полка приняли участие в учениях «Океан-75» с выполнением межфлотского маневра на аэродром ВВС Северного флота Оленья.

По программе учений 17 апреля 1975 года экипаж командира эскадрильи подполковника Владимира Ефимовича Задираки впервые в условиях строевой части осуществил на 77-м морском полигоне практический пуск крылатой ракеты Х-22М с оценкой «отлично», пуск производился со сверхзвуковой скорости.
Это были первые учения в Советском Союзе, в котором приняли участие сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М.

В дальнейшем полк на самолетах Ту-22М принимал участие во всех учениях, проводимых на Черноморском театре, неизменно получая высокие оценки.
В 1982 году была расформирована единственная на то время в Советском Союзе эскадрилья, продолжавшая эксплуатировать ракетоносный комплекс Ту -16КС. Последним ее командиром был подполковник Константин Аксенов. Часть личного состава эскадрильи, освоив самолет Ту-22М2, продолжила службу в полку, часть,— была переведена в другие части, эксплуатировавшие самолет Ту-16. В полку остались две эскадрильи ракетоносцев Ту-22М2.

В 1986 году полк начал переучивание на самолет Ту-22МЗ. Первая авиационная эскадрилья теоретически, а часть экипажей практически, переучилась в 33 ЦБП и ПЛС, остальные экипажи - на своей полковой базе. Первыми посадку на Ту-22МЗ на аэродром Октябрьское совершили экипажи заместителя командира 1-й эскадрильи майора В. Мясникова и командира отряда этой эскадрильи майора В. Цыганенко, перегнав два самолета с аэродрома Веселое.

В последнее воскресенье июля 1996 года два экипажа 943-го МРАП на самолетах Ту-22МЗ в последний раз продемонстрировали свое мастерство на параде, посвященному празднованию Дня Военно-морского флота Российской Федерации, пролетев на предельно-малой высоте над парадным строем боевых кораблей Черноморского флота в главной бухте города-героя Севастополь.

1 ноября 1996 года 943-й морской ракетоносный Краснознаменный Констанцский авиационный полк прекратил свое существование. А вместе с ним прекратила свое существование и морская ракетоносная авиация Военно-воздушных сил Черноморского флота.

Гарнизон Веселое

5-й гвардейский морской ракетоносный ордена Отечественной войны I степени Констанцский авиационный полк сформирован 15 ноября 1939 года. С августа 1941 года и до окончания боевых действий входил в состав 63-й бомбардировочной авиационной бригады (1-ой МТАД - 2-ой гвардейской МТАД). С первых дней Великой Отечественной войны полк активно участвует в боевых действиях, нанося удары по объектам противника на территории Румынии. В период обороны Севастополя, 3 апреля 1942 года, преобразован в 5-й гвардейский МТАП. Полк в полном составе или частью сил принимал участие во всех операциях и боевых действиях ВВС Черноморского флота в Великой Отечественной войне.

В послевоенные годы, как и все полки ВВС Черноморского флота, 5-й гвардейский МРАП начинает осваивать реактивную технику. В феврале 1951 года на аэродроме Октябрьское полк приступил к переучиванию на торпедоносец Ту-14, а уже 18 августа 1951 года 9 экипажей полка приняли участие в воздушном параде в Москве.

В 1956 году первым в ВВС Черноморского флота на вооружение полка поступает дальний бомбардировщик Ту-16, а в конце 1957 года, вслед за 124-м полком, ракетоносец Ту-16КС. Полк в короткие сроки осваивает ракетный комплекс и уже в начале 1958 года экипаж командира полка полковника В. Дубины произвел пуск двух ракет с одного захода, хотя ранее такая возможность не только ставилась под сомнение, но и категорически отрицалась.

В 1959 году в состав ВВС Черноморского флота от Дальней авиации принимается ядерно-техническая база, расположенная в гарнизоне Веселое. Эта база уже имела опыт обеспечения самолетов-носителей ядерного оружия Ту-4 и Ту-16.

В 1960 году полк первым в ВВС Черноморского флота приступил к освоению нового ракетного комплекса К-10. В 1969 году был принят на вооружение ракетный комплекс К -10-26, в 1970 годы под новый комплекс переоборудовали ракетоносцы Ту-16К-10 и 5-й гвардейский МРАП вновь переучивается.

В 1985 году 5 гвардейский морской ракетоносный авиационный полк приступил к освоению сверхзвукового ракетоносца Ту-22МЗ и уже на следующий год вошел в боевой состав ВВС Черноморского флота. В 1990 году впервые в авиации ВМФ произведен одновременно пуск двух крылатых ракет Х-22М на сверхзвуковой скорости.

15 декабря 1994 года 5 -й гвардейский морской ракетоносный ордена Отечественной войны I степени Констанцский авиационный полк был расформирован.

Заместитель директора ЦВММУ по научной работе,
полковник, писатель В. Б. Иванов.
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 10 янв 2015, 15:21

...В 1957 году первые самолёты-ракетоносцы Ту-16кс стали поступать в 124 мтап (аэродром Гвардейское) и 5 мтап (аэродром Веселое) ЧФ, а в 1958 году — на Северный и Тихоокеанский флоты. Первый практический пуск одной ракеты КС-1 с самолёта Ту-16кс был выполнен в декабре 1957 года экипажем полковника М.Г. Дервоеда из 124 мтап. Одновременный пуск двух АКР КС-1 с одного самолёта Ту-16кс впервые произвёл в начале 1958 года экипаж командира 5 мтап подполковника В.М. Дубины7. Затем отработали пуски и наведение сразу трёх ракет одним самолётом с интервалом 15—20 секунд из боевого порядка «колонна самолётов» отрядом Ту-16кс. Впервые был выполнен групповой удар ракетоносцев с шести направлений, при этом самолёты-носители выпустили ракеты менее чем за минуту.

В 1955 году был сформирован 124-й тяжелобомбардировочный авиационный полк дальнего действия (аэродром Гвардейское ЧФ: Ту-4кс — 12, Ту-4 — 8, самолёты — дублёры ракеты КС МиГ-15сдк — 3 и др.), который в 1957 году был преобразован в 124-й минно-торпедный авиационный полк дальнего действия (мтап). Далее были перевооружены 5 мтап ЧФ, а также мтап Северного (СФ) и Тихоокеанского (ТОФ) флотов.

Марковский В.Ю., Перов К.
Советские авиационные крылатые ракеты: Ракетный комплекс КС-1. С. 6




В июне 1953 года в Крыму на аэродроме «Гвардейское» была сформирована специальная учебно-тренировочная часть для освоения ракеты. Первый пуск строевым экипажем был выполнен уже в декабре 1953 года по цели — транспорту «Курск». Директивой ГШ ВМФ от 30.08.1955 на базе части был сформирован 124 ТБАП ДД авиации ЧФ (с 1957 года — МТАП ДД). В составе полка были самолёты Ту-4КС и самолёты-имитаторы СКД-5, созданные на базе МиГ-17. Самолёты-имитаторы широко применялись при тренировках экипажей и позволяли сберечь боевые ракеты. В дальнейшем были созданы самолёты СКД-7 и СКД-15, которые, как и «изделие К», широко применялись при тренировках экипажей. Некоторое время на каждом аэродроме ракетоносцев существовали отряды самолётов-имитаторов.
Википедия
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Re: Гарнизон "Гвардейское" и аэродром "Сарабуз"

Сообщение Alex 10 янв 2015, 15:23

1.jpg

Для освоения "Кометы" в морской авиации в июне 1953 года в Крыму на аэродроме Гвардейское была сформирована специальная учебно-тренировочная часть №27 под командованием подполковника Леонова. В декабре 1953 года строевым экипажем был выполнен первый пуск ракеты "КС" по цели - транспорту «Курск». В течение двух последующих лет учебно-боевой подготовки летчики части произвели 18 пусков, поразив цели в 14 из них. Штабом части на основе обобщенного опыта было подготовлено наставление по боевой деятельности самолетов Ту-4КС.

Ракетное оружие давало морской авиации качественно новые возможности - инструкторы характеризовали «Комету» как «длинную дубину» нашего флота. Директивой ГШ ВМФ от 30 августа 1955 года на базе учебной части в составе авиации ЧФ был сформирован 124-й ТБАСП дальнего действия (с октября 1957 года -МТАП дд). В его составе, помимо 12 Ту-4КС и 8 Ту-4, имелись также специальные самолеты-имитаторы СДК-5 на базе МиГ-17, оснащенные аппаратурой наведения "К-1". Они использовались вместо боевых ракет для тренировок экипажей носителей. Аналогичное ракете оборудование позволяло отрабатывать атаку практически во всех режимах, включая самонаведение, что позволяло сберегать боевые "Кометы" и давало возможность анализа работы комплекса по данным бортовой КЗА самолета-имитатора. Позже появились более совершенные самолеты СДК-7 и СДК-15 того же назначения.
Alex

 
Сообщений: 485
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 20:16

Пред.

Вернуться в Гвардейское


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron